Образовательные задачи:
Обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов.
Среди ожидаемых эффектов Монтессори - группы – высокая мотивация к познавательной деятельности, отсутствие или исчезновение психосоматических причин для заболеваний.
Психолого – педагогическое обоснование программы
Мы исходим из ведущей роли ребенка в собственном развитии. Она определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для людей законами и его индивидуальными особенностями.
Основной формой деятельности ребенка в Монтессори-группе является свободная работа. В результате правильной организации свободной работы ребенка в специально подготовленной среде ему удается максимально использовать внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития, достичь состояния нормализации, то есть внутренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценке.
Организация работы группы.
Данная программа предполагает нахождение ребенка до 3 лет в группе «Вместе с мамой или папой» в течение 1,5 часа. Для ребенка очень важно мамино или папино присутствие и их моральная поддержка. А мамы и папы учатся внимательнее наблюдать за своими детьми, радоваться их успехам, всегда могут получить квалифицированную консультацию педагога и через некоторое время сами замечательно помогают новеньким влиться в группу, принять ее правила, освоить развивающую среду. В ходе занятия чередуются индивидуальная и коллективная работа. После свободной работы педагог собирает детей на круг.
Обучающие занятия для родителей
Вводное.
Проводится для родителей перед началом занятий с детьми. В ходе занятия рассказывается о методике Марии Монтессори, демонстрируются видеозаписи занятий в Монтессори - группе, проводится показ презентаций основных Монтессори - материалов.
По ходу занятий
Очень часто педагог работает с ребенком через родителя. Педагог подсказывает маме, какой материал можно предложить ребенку. Тактично обозначает и исправляет допущенные ошибки, анализируя их вместе с родителем. Проводит презентации.
Индивидуальное консультирование.
Педагог назначает дополнительно в следующих случаях:
Психологическая атмосфера группы.
Успешность работы группы во многом определяется тем психологическим микроклиматом, который создается усилиями взрослых. Необходимым условием работы группы являются:
Атмосфера уважения личности ребенка и личности взрослого. У каждого человека есть собственный характер, жизненный опыт. Педагог принимает маму с ребенком такими, какие они есть, и относится к ним с уважением.
Доверие профессионализму педагога. Родители должны доверять педагогу, принимать и выполнять его рекомендации в группе и дома.
Моделирование пространства для новой педагогической деятельности родителей. Родители учатся по-другому видеть своего ребенка, ставить перед собой конкретные педагогические задачи и решать их.
Группа «Вместе с мамой» предполагает клубный вариант занятий,
т.е дети приходят на 1,5 – 2 часа в день несколько раз в неделю. Рядом с близким взрослым маленький ребенок чувствует себя комфортнее, ему нужен постоянный контакт и взаимодействие.
Занятия проходят при постоянном присутствии мамы или другого близкого взрослого. Ребенок активно осваивает специально подготовленную среду с помощью мамы.
Большую часть времени ребенок занят свободной работой с развивающими материалами .Среда групп 0-3 состоит из разделов:
Педагог помогает ребенку выбрать материал, может предложить то упражнение, которое считает соответствующим сензитивному периоду и возможностям ребенка, показывает способы работы с материалом и способы контроля ошибок. При этом выбор количества повторов упражнения, продолжительности работы, собственно контроль и исправление ошибок остаются за ребенком. Педагог контролирует лишь использование материала по назначению, возвращение его на место по окончании работы, оберегает работающего ребенка от различного рода помех.