Программа Группы «Вместе с мамой» для детей от 8 мес. до 3 лет

Образовательные задачи:

Обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов.

Среди ожидаемых эффектов Монтессори - группы – высокая мотивация к познавательной деятельности, отсутствие или исчезновение психосоматических причин  для заболеваний.

 

Психолого – педагогическое обоснование программы

Мы исходим из ведущей роли ребенка в собственном развитии. Она определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими  для людей законами и его индивидуальными особенностями.

 

Основной формой деятельности ребенка в Монтессори-группе  является свободная работа. В результате правильной организации свободной работы ребенка в специально подготовленной среде ему удается максимально использовать внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития, достичь состояния нормализации, то есть внутренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценке.

 

Организация работы группы.

 

Данная программа предполагает нахождение ребенка до 3 лет в группе  «Вместе с мамой или папой» в течение 1,5 часа. Для ребенка очень важно мамино или папино присутствие и их моральная поддержка. А мамы и папы учатся внимательнее наблюдать за своими детьми, радоваться их успехам, всегда могут получить квалифицированную консультацию педагога и через некоторое время сами замечательно помогают новеньким влиться в группу, принять ее правила, освоить развивающую среду. В ходе занятия чередуются индивидуальная и коллективная работа. После свободной работы педагог собирает детей на круг.

 

Обучающие занятия для родителей

Вводное.

Проводится для родителей перед началом занятий с детьми. В ходе занятия рассказывается о методике Марии Монтессори, демонстрируются видеозаписи занятий в Монтессори - группе, проводится показ презентаций основных Монтессори - материалов.

По ходу занятий

Очень часто педагог работает с ребенком через родителя. Педагог подсказывает маме, какой материал можно предложить ребенку. Тактично обозначает и исправляет допущенные ошибки, анализируя их вместе с родителем. Проводит презентации.

 

Индивидуальное консультирование.

Педагог назначает дополнительно в следующих случаях:

  • родитель неточно проводит презентацию материалов
  • ребенок быстро продвигается и есть смысл познакомить его с новыми материалами или упражнениями (через маму)
  • возникла необходимость подробного анализа занятий ребенка в группе или дома и совместного поиска новых решений по продвижению ребенка или преодолению проблем.

Психологическая атмосфера группы.

Успешность работы группы во многом определяется тем психологическим микроклиматом, который создается усилиями взрослых. Необходимым условием работы группы являются:

Атмосфера уважения личности ребенка и личности взрослого. У каждого человека есть  собственный характер, жизненный опыт. Педагог принимает маму с ребенком такими, какие они есть, и относится к ним с уважением.

Доверие профессионализму педагога. Родители должны доверять педагогу, принимать и выполнять его рекомендации в группе и дома.

Моделирование пространства для новой педагогической деятельности родителей. Родители учатся по-другому видеть своего ребенка, ставить перед собой конкретные педагогические задачи и решать их.

 

 

Группа «Вместе с мамой» предполагает клубный вариант занятий,

т.е  дети приходят на 1,5 – 2 часа в день несколько раз в неделю. Рядом с близким взрослым маленький ребенок чувствует себя комфортнее, ему нужен постоянный контакт и взаимодействие.

Занятия проходят при постоянном присутствии мамы или другого близкого взрослого. Ребенок активно осваивает специально подготовленную среду с помощью мамы.

Большую часть времени ребенок занят свободной работой с развивающими материалами .Среда групп 0-3 состоит из  разделов:

  1. Активного движения
  2. Освоения причинно-следственных связей
  3. Развития мелкой моторики
  4. Упражнений с водой
  5. Сенсорного развития
  6. Развития речи
  7. Прикладного творчества

 

Педагог помогает ребенку выбрать материал, может предложить то упражнение, которое считает соответствующим сензитивному периоду и возможностям ребенка, показывает способы работы с материалом и способы контроля ошибок. При этом выбор количества повторов упражнения, продолжительности работы, собственно контроль и исправление ошибок остаются за ребенком. Педагог контролирует лишь использование материала по назначению, возвращение его на место по окончании работы, оберегает работающего ребенка от различного рода помех.